Среди исследований синестетических аспектов творчества Н.А.Римского-Корсакова можно выделить работы Б.М. Галеева. Среди прочего, Б.Галеев соглашается принять цветосозерцание Римского-Корсакова в качестве явления, демонстрирующего «бoльшую естественность, непосредственность его "цвето-тонального слуха", особенно при сравнении с системой цвето-тональных аналогий А.Скрябина, в которых явно просматриваются умозрительные моменты». Тем не менее, как реализуемое в творчестве "индивидуальное свойство сенсорики" (то есть, в качестве проявления врожденной тонально-цветовой и ладогармонической синестезии) музыкальное дарование Римского-Корсакова Б.Галеевым не характеризуется принципиально. Отметим, что нет особой необходимости в доказательстве, что все аспекты проявления музыкального творчества должны быть одинаково непосредственны и неизменны - без обогащения образами путем жизненного опыта, наряду с оттачиванием мастерства выразительности. Кроме того, по мере творческих исканий свойство сенсорных систем может в различной мере обеспечивать форму или общее чувственное направление в свернутом, латентном виде, но не обязательно занимать доминирующее место в качестве четкой программной установки. Но даже и при проявлении в таком качестве обращение к врожденной, непроизвольно проявляющейся синестезии не умаляет масштабов творчества и, наоборот, – не выделяет его как своего рода lex naturalis.

В настоящий момент мы должны быть готовы рассматривать более конкретные биографические и искусствоведческие вопросы в отношении синестетических особенностей восприятия Н.А.Римского-Корсакова. А именно. В какой степени проявлялись в его музыкальном творчестве признаки врожденной синестезии на разных жизненных этапах, в разных эмоциональных состояниях и, как следствие, в разных произведениях? Насколько и как именно врожденная синестезия являлась условием и методом его творчества? Каким образом синестетические ощущения трансформировались под воздействием развиваемого мастерства и смыслоразличительного уточнения средств музыкального самовыражения?

Необходимость дискутировать об упрощенных доводах отпадает, если обратиться к первоисточникам, убеждающим в том, что сам Н.А.Римский-Корсаков, говоря о своих цветомузыкальных соответствиях, подчеркивал именно непроизвольный характер своего "цветового звукосозерцания" и размышлял о возможности не-ассоциативных связей в системе своего музыкального мышления. В частности (и это также цитирует Б.Галеев) в симфонической поэме "Антар" сочетаемость тональностей, по словам композитора, не только "интересна" и "красива", но и "закономерна" (курсив - мой, А.Дорсо). Ставя вопрос о "растущем чувстве абсолютного значения или оттенка тональности", композитор словно подчеркивает свои сомнения в возможности изменить, трансформировать свои музыкально-цветовые соотношения. Отталкиваясь от общепризнанного понимания субъективных закономерностей творчества, возможности его свободного изменения и сущностной произвольности, было бы странно задаваться вопросом: "Исключительно ли оно субъективно или подлежит каким-либо общим законам?". Было бы странно, только если вы - не синестет.

Ястребцев В. (1908) О цветном звукосозерцании Н. А. Римского-Корсакова // Русская музыкальная газета, № 39-40, с. 842—845