НАБОКОВ: ИСПОВЕДЬ СИНЕСТЕТА

В семье Набоковых сразу три эксплицитных синестета!

В автобиографическом труде "Память, говори" (в первом издании названном "Другие берега") Владимир Набоков подробно рассказывает о своих непроизвольных синестетических переживаниях...


"Итак, едва только что добытая формула моего возраста, свежая, четкая четверка, встретилась с родительскими формулами, тридцать три и двадцать семь, как нечто случилось со мной. Я испытал живительную встряску... В тот миг я пронзительно осознал, что двадцатисемилетнее, в чем-то белорозовом и мягком, создание, владеющее моей левой рукой, – моя мать, а создание тридацтитрехлетнее, в бело-золотом и твердом, держащее меня за правую руку, – отец."

"Сверх всего этого я наделен в редкой мере цветным слухом. Не знаю, впрочем, правильно ли говорить о “слухе”, цветное ощущение создается, по-моему, самим актом голосового воспроизведения буквы, пока воображаю ее зрительный узор."

"Исповедь синэстета назовут претенциозной и скучной те, кто защищен от таких просачиваний и отцеживаний более плотными перегородками, чем защищен я. Но моей матери все это казалось вполне естественным."

(В.Набоков, "Память, говори")

В своём интернет-дневнике (запись от 26 апреля 2006 года) сын Набокова, Дмитрий, отвергает версию о смешении синестетической палитры матери и отца, указывая на то, что буква, указывающая на такое совпадение, была единственным и, скорее всего, случайным совпадением.

Творчество Владимира Набокова - пример экстраординарного таланта самовыражения и рефлексии синестета, преодолевающего соблазн прямой констатации физиологических реакций и избавляющегося от узких рамок сенсуализма в искусстве.

В.В. Краснянский: "Мир цвета у В. Набокова"
Краснянский Вадим Владимирович, кандидат филологических наук, доцент Орехово-Зуевского Государственный Педагогического Института. В статье "Мир цвета у В. Набокова" автор анализирует приёмы цветописи, которые использовал В. Набоков в своих произведениях, в том числе и способы "обновления" традиционных сочетаний адъективных основ. Работа была впервые опубликована в научно-методическом журнале Русский язык в школе . – 2010 . – № 3 . – С. 43-47.

Брайан Бойд «Голубянки Набокова»
Статья новозеландского литературоведа Брайана Бойда «Голубянки Набокова» посвящена значению синестетических переживаний в произведениях В.Набокова, одним из самых авторитетных биографов которого является Б.Бойд. Статья была написана в качестве предисловия к книге художественных работ американской художницы Джин Холабёрд. Текст переведен А.Конышевой и публикуется на нашем сайте с личного разрешения Брайана Бойда..

Следите за результатами литературно-психологического расследования синестетических аспектов творчества В.Набокова, которые будет опубликованы в одном из следующих обновлений сайта.