СУМБУР ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Классическое определение эксплицитной (врожденной) синестезии, тиражируемое из одного психологического словаря в другой, имеет следующую формулировку:

"Синестезия (от греч. synaisthesis - совместное чувство, одновременное ощущение) - явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветной слух наблюдался у композиторов Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый - холода. По своей природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов. Своеобразные формы синестезии (например, визуализация слышимого) встречаются в патологии".

В подобного рода понимании, успешно маскирующемся за шаблонностью мысли, корректна лишь пунктуация. Поговорим об этом…

"…совместное чувство…"

Мой опыт тесного и дружеского общения с синестетами, а также нейрофеноменологический метод, который я применяю в своих исследованиях, открыли для меня бездну нового о свойствах человеческого познания, выбивающихся за банальное "отражение реальности". Синестезия - не то, что можно четко охарактеризовать как чувство. Это скорее сплав мысли, ожидания и впечатления. Чувственная тень мышления. Аналог электрической схемы и лабораторные термины в этом случае не совсем приемлемы. Качество и значение "раздражителя" - это оправданное или неоправданное ожидание, когда предварительное знание смысла влияет на переживание последующего момента.

"…какой-либо раздражитель…"

В подавляющем большинстве случаев синестезия переживается под впечатлением вполне определенных символов, ситуаций или характерных свойств. Даже самые редкие проявления синестезии укладываются в систему, т.е. они категориальны. Такие категории (буквы, цифры, фонематическая речь и т.д.) выработаны и закреплены культурой или собственными ранними обобщениями. Даже, казалось бы, сходные типы синестезии, такие, как графемно-цветовые её разновидности (буквы и/или цифры воспринимаются окрашенными) не всегда проявляются у одного и того же человека. Так или иначе, синестет не рождается со знанием, что третий день недели - среда или что наивно-нежный звук должна издавать именно блок-флейта.

"…действуя на соответствующий орган чувств…"

Как было продемонстрировано много раз, контекст, сама ситуация влияет на трактовку переживаний (дождь в Сахаре, Лондоне или Волго-Вятском районе). Достаточно ли одного органа, чтобы это понять? Как показали исследования ученых из Института Макса Планка (об этом подробнее в рубрике "Исследования"), синестезия отражает значение символа. Мои собственные наблюдения и исследования выявили то, что я назвал "семантической осью синестезии" (semantic axis of synaesthesia), которая в определенных условиях может приобретать гибкость (extension).

"...добавочное ощущение…"

С этим критерием можно согласиться с легкой поправкой на то, что "добавочность" синестетического переживания носит относительный характер. До того момента в своей жизни, когда ребенок или подросток узнает от другого человека, что их виденье различается, дополнительная характеристика восприятия принимается как естественная. Однако, это не означает, что такая дополнительность воспринимается как качество предметов, в силу того, что на ранних этапах психического развития грань реального/возможного не ставится под вопрос столь жестко.

"…помимо воли субъекта…"

Из предыдущих размышлений можно заметить, что и это, казалось бы, бесспорное утверждение нельзя принимать без уточнений. Непроизвольными являются способы усвоения и проживания тех или иных символических систем, тем не менее, сами ожидания и переживания могут иметь гибкий характер. Например, есть вероятность, что синестет, воспринимающий в цвете графемы алфавита своего родного языка, перенесет эту особенность и на буквы иностранного языка, даже если решит изучать последний в зрелом возрасте.

"…характерное для другого органа чувств…"

Это весьма серьёзное заблуждение. Так, буквы, цифры и, реже, знаки препинания воспринимаются в цвете, что не выходит в традиционном понимании за пределы одной модальности. Вероятно, это связано с "функциональной нагрузкой" и, отсюда, многоплановостью зрения (в западной цивилизации). Разнокультурные параллели, исследования в области сенсорной антропологии могут вскоре указать, что в иных практиках социализации/воспитания синестетические соответствия реализуются в иных доминантных модальностях (например, только в тактильно-кинестетической сфере). С другой стороны, даже в пределах графемно-цветовой синестезии сопровождающее ощущение не всегда ограничено цветом как таковым, а может распространяться на такие "сопутствующие" качественные переживания, как объем, вкус, фактура, вектор движения, половая принадлежность и т.п.

"…наиболее распространенным проявлением синестезии является цветной слух"

Грубое смешение понятий и эмпирически необоснованные утверждения. Даже первая волна собственно психологического изучения синестезии конца ХIХ века (Веллек, Гальтон, Ковалевский, Соколов) подтвердила еще ранее существующее мнение, что самая распространенная форма синестезии - графемно-цветовое соотнесение. В то время устоявшегося термина "синестезия" не существовало. Наряду с ним на равных правах использовались слова "фотизмы", "псевдохромэстезия", "синопсия", "густизмы" и прочие лингвистические гибриды. В период с конца ХIХ века до 20-х годов ХХ века в кругах физиологов (с подачи Международной Психофизиологической Конференции в 1890 году) стал применяться термин "цветной слух" или "цветное слышание", под обобщенное значение которого стали подпадать все разновидности со-ощущений, поэтому и уточнение ("…при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое…") здесь верно лишь в отношении ограниченного отрезка времени изучения синестезии. Более того, на современном этапе разработки темы, по статистическим данным Джулии Зимнер (подробнее в рубрике "Исследования"), наиболее распространенная форма - восприятие дней недели в цвете (т.н. "окрашенная последовательность").

"…цветной слух наблюдался у композиторов Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина…"

Тривиальный миф. Научно-творческий тандем Б.Галеева и И.Ванечкиной своими архивно-аналитическими исследованиями произведений упомянутых композиторов и воспоминаний о них (и не только о них) убедительно продемонстрировал, что происхождение синестетических, музыкально- (свето-) цветовых образов Скрябина и Римского-Корсакова носило интеллектуальный характер. По моему мнению, такой вывод не только возвращает творчеству его напряженную значимость (как произвольного нарушения автоматизмов восприятия), но и с порога отвергает банальную однозначную связь творческого характера личности и синестетических особенностей восприятия. Как пример, с одной стороны, можно привести русского романиста Владимира Набокова, не удовлетворявшегося прямой констатацией своих врожденных синестетических ощущений, а развивавшего свой меж-чувственный, почти осязаемо кинематографический подход в литературе. Кардинально противоположным примером может послужить творчество художников и композиторов-синестетов, не основывающих своё образное переосмысление непосредственно на синестезии в силу её предсказуемого характера. Как и с другими качествами, творческая личность стремиться вырваться за пределы данного (подробнее см. в рубрике "Искусство" и на сайте НИИ "Прометей").

"…у многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла…"

У многих индейцев из племени Чероки желтый цвет вызывает мысли о несчастьях и неудачах, в то время как белый цвет - цвет радости и счастья. Белый цвет на востоке чаще напоминает о смерти и похоронах. В западной цивилизации с обрядом погребения (как и с другими неудачными поворотами событий) связан черный цвет.

"…а сине-зеленый - холода…"

Без точного указания культурного влияния и опыта конкретного человека подобного рода определения оборачиваются обедняющим упрощением. Как показали кросс-культурные исследования категорий цвета (Берлин, Кей) распределение палитры и уточнение оттенков в разных культурно-языковых средах происходит на основе необходимости в процессе практического взаимодействия с природой. Помимо прочего, некоторые культуры вообще не располагают всеобъемлющим понятием "цвет" (Wierzbicka) как значимой категорией языка и ориентирующим качеством восприятия. Следовательно, в поиске универсального понимания синестезии было бы продуктивнее отталкиваться в большей степени от характера и динамики связей, чем от их частного содержания.

"…по своей природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов…"

По-видимому, таким же образом можно определить природу ещё огромного множества психических процессов человека, хотя бы немного превосходящих по сложности клубок безусловных рефлексов, включая воображение, интеллект и вдохновение.

"…встречаются в патологии…"

Смешение истории культуры с историей болезни. В диагностической терминологии МКБ можно найти другие, более подходящие термины для разного рода обострений восприятия при заболеваниях (гиперестезия, делирий) и экстремальных состояний (сенсибилизация, сенситивность). Усложняющаяся человеческая цивилизация и технологии делают понятие "нормы" всё больше достоянием статистики, чем конкретного бытия конкретного человека. Чаще всего синестезия попадает в то, что можно было бы назвать "адаптационный зазор", благодаря росту которого, наряду с прочими достижениями sapience, увеличивается средняя продолжительность жизни вида, растет его популяция и т.д.

При всей изученности вопроса об эксплицитной синестезии и научной обоснованности её существования, главной её загадкой можно считать то, как культурно обусловленные категории и символы, становятся причиной непроизвольных и систематических переживания на физиологическом уровне. Выводы о связях произвольной и непроизвольной форм синестезии пока не приняли в нейронауках однозначного истолкования (поэтому о них можно рассуждать только в "Лаборатории"). Тем не менее, синестетическое восприятие букв, цифр, дней недели и месяцев, городов и государств указывает на то, что синестеты умеют читать, считать и хоть как-то ориентируются во времени и пространстве. :))

Почему и как именно это происходит, мы и будем вместе выяснять на этом сайте.

Антон Дорсо